в КИнЭУ прошел круглый стол «ТРУДЫ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ ПО ФИЛОСОФИИ»

14 мая 2020 года в Костанайском инженерно-экономическом университете им. М. Дулатова прошел круглый стол «ТРУДЫ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ ПО ФИЛОСОФИИ». Круглый стол был посвящен 1150 летию аль-Фараби.
В роли спикеров выступили:
Абдрахманова Райхана Казикановна – кандидат философских наук, доцент, кафедра общеобразовательных дисциплин КИнЭУ им. М. Дулатова; «Аль-Фараби – великий мыслитель Востока»;
Тойматаев Даурен Болатулы – кандидат философских наук, заведующий кафедрой истории Казахстана и философии КГУ им. А. Байтурсынова; «Әл-Фарабидің философиялық мұрасы»;
Дик Петр Францевич – кандидат философских наук, профессор кафедра общеобразовательных дисциплин КИнЭУ им. М. Дулатова; «Умение жить в гармонии с миром по аль-Фараби»;
Альшанова Багытжан Хамитовна – кандидат философских наук, ассоциированный профессор, кафедра общественных дисциплин, основ права и экономики КГПУ им. У. Султангазина; «Понимание урбанемы в пространстве философских взглядов аль-Фараби»;
Амантаева Айгуль Багитжановна – кандидат философских наук, ассоциированный профессор, кафедра общественных дисциплин, основ права и экономики КГПУ им. У. Султангазина; «Әл-Фарабидің гуманистік мұрасы»;
Качеев Денис Анатольевич – кандидат философских наук, доцент, кафедры философии КГУ им. А. Байтурсынова; «Аль-Фараби об идеальном государственном устройстве».
Спикеры многое рассказали о жизни аль-Фараби и его философских трудах.
Работы философа условно подразделяются на две категории. Первые посвящены законам мироздания, человеческому существованию и миропознанию. Ученый исследовал материю и ее свойства, а также размышлял над понятиями времени и пространства. Интересовали аль-Фараби философия и социология, политика, педагогика, этика, диалектика и государственное устройство. Суждения мыслителя опережали время. Работы, созданные им, актуальны и сегодня. Аль-Фараби считал, что все в мире распределяется на 6 ступенях, связанных между собой причинно-следственными узами.
На первой ступени находится первопричина зарождения всего, а на второй – появление всего. На третьей – разум, находящийся на стадии активного развития, на четвертой – душа. На пятой – форма, а на шестой – материя. На этих 6 ступенях зиждется то, что окружает человека.
Первопричиной всего сущего Аль-Фараби считал Бога, цельного и единого. На втором месте по степени важности планеты и небесные тела, отличные от земных форм и материй. По его теории материя вечна и тесно связана с формой. Последняя существует только неразрывно с материей, будучи наполненной ею. Отдельно ученый рассматривал и космический разум. Мудрец верил, что под его защитой находится живая природа.
По тематике философские исследования Фараби охватывают почти все отрасли средневековой науки. В совокупности их можно назвать энциклопедией знаний того времени. Как показывает содержание отдельных трактатов, Фараби больше всего интересовался теоретической стороной различных наук, их философским смыслом. Рассматривая даже отдельные конкретные науки той или иной научной дисциплины, он подходил к ним не как эмпирик, а как теоретик, философ.
Достижения греческой естественно-научной мысли и общественно-философских идей в условиях господства религиозной ортодоксии явились важным источником просвещения и распространения светских знаний.
Свою деятельность по пропаганде греческой философской мысли Фараби осуществлял двумя способами: во-первых писал комментарии к крупным сочинениям древнегреческих мыслителей и естествоиспытателей, стремясь сделать их доступными и понятными читателям, объясняя трудные места, зачастую излагая их своими словами; во вторых, посвятил специальные работы анализу и раскрытию общего содержания и направления отдельных важных сочинений греческих мыслителей. Те сочинения, к которым философ предпослал свои комментарии, весьма ярко характеризуют его научные интересы.
Вопросы бытия, его структуры и категорий особенно подробно излагаются им в трактатах «Существа вопросов», «Трактат о различиях», «О началах существования акциденции и тел».
В связи с усилением рационализма в духовной жизни общества проблема разума в философии эпохи средневековья приобретает исключительно важное значение и подвергается всесторонней разработке. Эта проблема, в решении которой, с одной стороны, нашли своё отражение ценные идеи о характере человеческого познания, а с другой — сказалось значительное влияние мистики, выражала специфичный для прогрессивной средневековой философии вопрос о двойственности истины — философской и религиозной. Вопросы разработки теории разума освещаются в трудах Фараби «Гражданская политика», «Существа вопросов», «О значении разума».

1
×
Добрый день! 👋
Мы можем чем-то Вам помочь?