МОН формирует платформу для робототехников, тренеров, судей

В Министерстве образования и науки под председательством вице-министра Асхата Аймагамбетова состоялось заседание координационного совета (КС), посвященного развитию образовательной робототехники и киберспорта.

Азы информатики для первоклашек и IT-лицеи

В заседании координационного совета приняли участие представители министерств образования и науки, информации и коммуникаций, по инвестициям и развитию областей, городов Астаны и Алматы, руководители националь- ногоинформационного холдинга обороны,организаций образования областей, городов Астаны и Алматы, руководители национальногоинформационного холдинга «Зерде»,НПП«Атамекен», АО «Казпочта», частных неправительственных организаций, занимающихся развитием робототехники.
Вице-министр Асхат Аймагамбетов сказал о назревшей необходимости координации вопросов, касающихся образовательной робототехники и киберспорта, привлечения вузов для разработки фундаментальных и перспективных исследований в этой области. Председатель координационного совета остановился также на вопросах материально-технического и кадрового обеспечения.
В республике проводится много хакатонов, соревнований. У каждого организатора конкурса свои регламенты и стандарты. По мнению А.Аймагамбетова, эти вопросы также нужно упорядочить. Требует соответствующей доработки и нормативная правовая база.
В Казахстане 7047 школ. На сегодняшний день в 1100 из них функционируют лаборатории робототехники.
– Если в 90-е годы речь шла об обеспечении компьютерами, то в прошлом году в приказ включено требование о наличии кабинета робототехники, – проиллюстрировал прогресс вице-министр.
Так что лаборатория робототехники, где работают с аппаратно-программными инструментами Аrduino, Lego и 3D-принтерами, уже не редкость. В Дорожной карте по госпрограмме «Цифровой Ка- захстан» поставлена задача обеспечить лабораториями робототехники 30% школ республики. В этом году к развитию робототехники и программирования в школах подключилась партия «Нұр Отан».
Также в каждой области откроются IT-лицеи. Первое такое учебное заведение было создано в Караганде, теперь на очереди Астана, Алматы и Павлодар. Все эти вопросы – в ведении акиматов.

Нужен комплексный подход

Идти вперед можно только при условии анализа ситуации, выявления недостатков и их устранения. Вице-министр Асхат Аймагамбетов поделился результатами работы, которую провела НПП «Атамекен» по просьбе МОН. Палата предпринимателей составила рейтинг IT-специальностей в вузах.
В ходе исследования эксперты обнаружили недостатки: это использование устаревших образовательных программ, применение неактуальных языков программирования. Как сообщил А.Аймагамбетов, сейчас вузы обновляют образовательные программы, аналогичная работа проводится в колледжах и в школах.
Необходимо позаботиться и о кадровом обеспечении. Есть опыт проведения курсов на базе АО
«НЦПК «Өрлеу». Но, как заметил А.Аймагамбетов, модель подготовки преподавателей и тренеров по робототехнике нуждается в трансформации, поэтому координационный совет рассмотрит предложения экспертов.

Информационно-объединяющий ресурс портала

Устранить несогласованность действий в этой сфере, по мнению Асхата Канатовича, поможет портал. Там будет сосредоточена вся информация по робототехнике и киберспорту: регламенты, рейтинги по возрастным группам, категории, расписание и результаты соревнований, списки участников, тренеров и судей.
В ходе обмена информацией выяснилось, что озвученная вице-министром идея частично реализуется. Так, исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков учебного оборудования «Kazdidak» Илья Синенко сказал, что такой портал уже имеется. Но с учетом прозвучавших пожеланий его нужно будет доработать.
Представитель клуба «Роботек» г. Астаны Михаил Малород сообщил, что они тоже создали сайт, где есть определенная база по робототехнике. В основном на их электронной площадке собрана информация соревновательного характера.
Можно сказать, что начало по созданию цифрового сообщества робототехники положено.

Робототехника – инструмент выявления инженерных талантов

Ситуацию по развитию робототехники на заседании координационного совета конкретизировала директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Шолпан Каринова.
– Образовательная робототехника, – сказала Шолпан Танатовна,– это инновационная технология обучения, инструмент выявления и начального воспитания инженерных талантов.
Шолпан Каринова озвучила цифры, по которым можно судить о развитии этого образовательного направления. С 2016-2017 учебного года в 2500 школах реализуется элективный курс «Робототехника», разработаны программы. Открыто 1100 школьных робототехнических лабораторий. В 1626 (23,1%) школах действуют кружки робототехники с охватом свыше 32 тысяч школьников. На 1 сентября 2017-2018 учебного года в школах республики открыто 1172 кабинета робототехники. В 2018 году их количество увеличится на 829 кабинетов.
Также директор департамента Шолпан Каринова остановилась на вопросах кадровой подготовки. Она сообщила, что все чаще педагоги и тренеры по робототехнике высказывают пожелания углубленного изучения сложных тем, проведения олимпиад по робототехнике и семинаров на местном уровне. Поэтому требуется организация дополнительных форм по обмену опытом и стимулирование самообразования учителей школ.
Рано или поздно робототехника уступит место более совершенной инновации, поэтому важно внедрять в образовательный процесс не конкретную технологию, а пропедевтику инженерного образования, для которого технологии – средства и инструменты. Профессиональная подготовка юных изобретателей позволит выиграть годы на этапах становления и достижения цели как для самих детей, так и для государства в целом, подытожила Шолпан Каринова.

Мнения, предложения, дополнения

Президент РОО «Казахстанская федерация образовательной и спортивной робототехники» Айжан Жекеева с учетом практического опыта предложила проводить курсы по робототехнике, мехатронике, программированию, приглашая для этого опытных профессоров, в том числе зарубежных.
Также она предложила создать казахстанский брендовый фестиваль, разработать правила, чтобы зарубежные участники готовились по ним.
Декан факультета информационных технологий Евразийского национального университета им. Л.Гумилева Жанат Нурбекова сообщила, что в их университете действует лаборатория программирования. Представитель ЕНУ выразила готовность подключиться к проработке вопроса повышения квалификации педагогов.
Президент Казахстанской ассоциации автоматизации и робототехники Владимир Туреханов высказался за минимизацию накладок при организации соревнований. Несогласованность действий зачастую не позволяет сильным командам участвовать в престижных соревнованиях.
И.о. директора Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН Раиса Шер заверила, что этот вопрос будет урегулирован, областные акиматы и управления образования получат план проведения международных, республиканских, областных соревнований по робототехнике и киберспорту на 2019 год. Это позволит избежать досадных накладок.
И.о. декана инженерно-технологического факультета Костанайского инженерно-экономического университета Денис Комаров затронул проблему преемственности. В школах робототехника развивается, а вот в колледжах и вузах ситуация иная. Поэтому вчерашний школь- ник, поступив вуз, не всегда может развиваться в этом направлении.
– Мы проектируем новую образовательную траекторию «Промышленная автоматика и робото- техника» и столкнулись с тем, что в области только одно предприятие ТОО «СарыаркаАвтоПром» имеет роботов, – сказал Д.Комаров, – по- этому возникают трудности с на- правлением студентов на практику. О важном событии сообщил представитель АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», национальный координатор World Robot Olympiad (WRO) в Казахстане Азамат Биданов. 20-21 июня текущего года на базе Международной школы в Астанепройдет республиканское соревнование, в котором примут участие 280 детей. А 7 июля на площадке «ЭКСПО-2017»будетпроведена республиканская олимпиада по робототехнике World Robot Olympiad (WRO).

«Домашнее задание» для рабочих групп

В ходе первого заседания координационного совета его участники обсудили насущные проблемы по робототехнике, создали рабочие группы по направлениям, приняли план действий. На следующем заседании КС, которое состоится в октябре 2019 года, эксперты отчитаются и озвучат результаты своей деятельности, дадут предложения по организации единой платформы робототехники и киберспорта.

Татьяна БРЕДИХИНА, газета «Білімді ел» № 20 (129) от 29 мая 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.