Объем всех профессиональных практик в бакалавриате и магистратуре по научному и педагогическому направлению должен составлять не менее 6 кредитов, в магистратуре по профильному направлению не менее 2 кредитов.

Профессиональная практика подразделяется на следующие виды:

– учебная (вычислительная, исследовательская, учебно-ознакомительная и др.). Организуется на 1курсе. Продолжительность практик составляет, как правило, 2 недели (в соответствии с рабочими учебными планами);

– педагогическая практика проводится на каждом курсе в течение всего периода обучения обучающихся и включает в себя:

1) педагогическую практику обучающихся 1 курса;

2) психолого-педагогическую практику обучающихся 2 курса;

3) учебно-воспитательную педагогическую практику обучающихся 3 курса;

4) производственную педагогическую практику обучающихся 4 курса;

– производственная практика – организуется начиная со 2 курса, до выпуска обучающихся;

– преддипломная практика проводится на выпускном курсе для обучающихся всех специальностей, которые согласно индивидуальному учебному плану выполняют дипломную работу (проект). Продолжительность преддипломной практики определяется количеством кредитов, отведенных на написание дипломной работы (проекта) в соответствии с государственным общеобязательным стандартом высшего образования.

– исследовательская практика, предусмотренная для магистрантов с целью формирования навыков научно-исследовательской работы, приобретения опыта для самостоятельной теоретической подготовки.

Каждый академический час практики (кроме учебной) сопровождается соответствующим числом учебных часов дополнительной работы студента: 1 часом – для педагогической практики, 4 часами – для производственной практики и 7 часами – для исследовательской практики.

Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы студента на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе). Для вычисления количества недель объем практики в кредитах умножается на трудоемкость соответствующего вида практики в учебных часах и делится на продолжительность работы студента на практике в течение недели, то есть на 30 часов.

Трудоемкость 1 кредита практики составляет 15 часов (по 50 минут) для учебной практики, 30 часов (по 50 минут) для педагогической практики, 75 часов (по 50 минут) для производственной практики. Продолжительность практики на 1 кредит в неделях составляет: 0,5 недели – для учебной практики, 1 неделя – для педагогической практики, 2,5 недели – для производственной практики, стажировки, 3,5 недели – исследовательской практики.

На специальностях с сокращенными образовательными программами проводятся только педагогическая, производственная и преддипломная практики.

 Содержание профессиональной практики

 1 Целью учебной (ознакомительной) практики обучающихся высших учебных заведений является приобретение первичных профессиональных компетенций, включающих закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, получение первых навыков исследовательской деятельности, умений ведения деловой корреспонденции, приобретение практических умений и навыков работы в соответствии со специальностью обучения.

Основными задачами учебной (ознакомительной) практики являются:

1) ознакомление с основными направлениями деятельности высшего учебного заведения;

2) ознакомление со специальностью и ее образовательными программами;

3) общее знакомство с организационно-правовой формой, структурой, системой управления организаций, являющихся объектами будущей профессии;

4) изучение видов, функций и задач будущей профессиональной деятельности;

5) изучение деловой корреспонденции и введение делопроизводства;

6) приобретение навыков работы в трудовом коллективе.

В зависимости от специфики конкретной предметной области и профессиональной компетенции будущего специалиста различают ознакомительные, полевые, экскурсионные, маршрутные, школьные, вычислительные и другие разновидности учебной практики.

Учебная (ознакомительная) практика проводится в высшем учебном заведении с ознакомительными экскурсиями в организации, являющиеся объектами будущей профессиональной деятельности.

Программа учебной практики разрабатывается в соответствии с требованиями образовательной программы и профилем специальности.

2 Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим, методическим и специальным дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций.

Основными задачами педагогической практики являются:

1) приобретение первоначального опыта педагогической деятельности;

2) овладение методикой преподавания и обучения;

3) знание основ педагогического мастерства;

4) привитие умений и навыков самостоятельного ведения учебно-воспитательной и преподавательской работы;

5) освоение навыков научно-психологического и педагогического исследования;

6) овладение методикой воспитательной работы;

7) знание инновационных технологий обучения;

8) осуществление индивидуального подхода к учащимся в ходе учебной и воспитательной работы с учетом особенностей их развития.

Педагогическая практика включает в себя: педагогическую, психолого-педагогическую, учебно-воспитательную педагогическую и производственную педагогическую практики.

Педагогическая практика является непрерывной и проводится параллельно с теоретическим обучением.

Базой педагогической практики являются:

1) дошкольные организации;

2) общеобразовательные организации (начального, основного среднего, общего среднего);

3) организации технического и профессионального образования.

Программа педагогической практики разрабатывается в соответствии с требованиями образовательной программы специальности и направлена на выработку у обучающихся профессионально значимых умений и формирование педагогических компетенций учителя и педагога.

3 Целью производственной практики является закрепление профессиональной компетенции, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности.

Основными задачами производственной практики являются:

1) изучение видов профессиональной деятельности по специальности, их функций и задач;

2) закрепление теоретических знаний и формирование на этой основе профессиональных умений, навыков и компетенций;

3) овладение инновационными технологиями, передовыми методами труда и производства;

4) приобретение организаторского и профессионального опыта;

5) приобретение навыков командной работы, компетенций корпоративных принципов управления;

6) овладение умениями самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать полезные контакты с коллегами, определять ролевую профессиональную позицию, формировать чувство ответственности.

Программа производственной практики разрабатывается в соответствии с требованиями образовательной программы специальности и должна быть направлена на выработку у обучающихся профессионально значимых умений и формирование специальных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

4 Целью преддипломной практики является завершение написания дипломной работы (проекта).

Основными задачами преддипломной практики являются:

1) сбор, обработка и обобщение практического материала по теме дипломной работы (проекта);

2) анализ статистических данных и практического материала по теме дипломного исследования;

3) формулирование выводов, закономерностей, рекомендаций и предложений по теме дипломной работы (проекта);

Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы (проекта).