Мы за учебу дома!

Сегодня КИнЭУ держит курс на подготовку приоритетных специальностей согласно нынешним запросам рынка, такие как: “Организация перевозок, движения и эксплуатации транспорта”, “Транспорт, транспортная техника и технологии”, “Логистика” и др.

В газете «НГ» от 18.06.2015 был опубликован материал «За свой счет или за счет государства?» От имени Костанайского инженерно-экономического университета имени М. Дулатова считаю необходимым внести дополнительную информацию в этот обзорный материал. Чтобы картина была более полной, а значит и более объективной для читателя.

Частный или государственный?

Сначала о выборе – государственный или частный. Сейчас все знают, что в государственных вузах набор на достаточно широкий круг специальностей ведется только на коммерческой основе, а в негосударственных существует система грантов, в том числе и бюджетных. И, не смотря на не всегда справедливую оценку, нагнетаемую в СМИ, многие частные вузы дают достойное образование. Поясню, почему. Точнее, это за нас поясняют современные аналитики. И современные тенденции.

Буквально на днях Министерство образования и науки РК озвучило список самых востребованных профессий в Казахстане:

«Дефицит кадров наблюдается в технической сфере. Специалистов не хватает для обрабатывающих и перерабатывающих производств. На казахстанском рынке труда не хватает таких профессий, как механик, слесарь, сварщик, водитель грузового и специализированного транспорта, оператор оборудования, электромонтажник… На лидирующие позиции выходят инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Востребованы IT- специалисты и разработчики компьютерного обеспечения».

Достаточно прочитать эту аналитическую информацию МОН РК и взглянуть на список специальностей КИнЭУ, чтобы понять, что мы в тренде. Мы готовим специалистов, которые сегодня нужны стране, чей труд высоко оплачивается и имеет перспективу. КИнЭУ успешно прошел аттестацию в 2015 году, сейчас мы готовимся проходить аккредитацию. По закону, в случае успешного прохождения, в следующем 2016 году мы начнем работать по госзаказу.

Но у нас уже есть государственные гранты в колледже. Там мы работаем по государственной программе «Серпин». В КИнЭУ действует гибкая система скидок. Есть ректорские гранты. Буквально недавно мы попали в список вузов, студенты которых будут получать стипендии Президента, магистранты уже получают стипендии акима области. За перспективных студентов оплачивают учебу и хозяйствующие субъекты. В КИнЭУ есть система отложенной оплаты.

Да, в нашем вузе надо платить за обучение. Подготовка специалистов инженерно-технического профиля дело очень затратное, и по определению не может быть дешевым. Но и заоблачных цен у нас нет. Согласно данным МОН РК, средние расходы на обучение в национальных вузах Казахстана в два раза выше, чем в остальных. На одного студента в среднем приходится 635 тысяч тенге, в других – около 350 тысяч. В КИнЭУ эта сумма куда меньше.

Главное- трудоустроенный

Бесспорно, все удачно складывается в тандеме «вуз-студент» в случае подготовки именно качественных кадров. И мы за это качество боремся. Бьемся, за то, чтобы не превратиться в пресловутую фабрику дипломов. Как? Без практических навыков никакой подкованный теоретик не будет востребован работодателем. И мы стараемся выпускать именно практиков с дипломами КИнЭУ, т.е. на всех специальностях постепенно вводим систему дуального обучения.

Наши студенты не только проходят практику непосредственно на предприятиях области, но и на занятиях прямо в вузе. Тому в помощь уникальные для региона лаборатории и специализированные кабинеты (46 единиц), где лабораторное оборудование стоимостью в десятки миллионов тенге, и таких нет не только в нашем Костанайском регионе, но и многие столичные вузы не могут ими похвастаться.

Обозначу лишь некоторые из них:

  • Международный центр компьютерных технологий «АРТЕСН КИнЭУ», программы которого вошли в совмещенные учебные планы вуза и колледжа
  • Учебное бюро «Бухгалтер фирмы + 1C» представляет собой реальную бухгалтерию с реальным документооборотом на 16 рабочих мест. Учебный центр по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также создание, внедрение и организацию системы энергоменеджмента. Министерство индустрии и торговли, где центр зарегистрирован, мониторит его работу и проводит экспертизу проектов центра.
  • Лаборатория «Моделирование и применение технологических процессов». Это учебная и научно- производственная лаборатория, включающая в себя зал графического моделирования и машинный зал, который оснащен современными токарным и фрезерным станками с ЧПУ, а также симуляторами. Лаборатория входит в региональный инновационный центр и является базовой площадкой для курсов повышения квалификации. Нам доверяют такие предприятия, как «Сарыарка- автоПром», Агромашхол- динг», «Агротехмаш». Для «АктобеМунайМашком- плект» в сентябре мы проведем обучение уже третьей группы специалистов.
  • В нашем вузе действуют 2 профильные лаборатории по железнодорожному направлению. В одной лаборатории тренажеры стоимостью более 6 миллионов тенге, во второй – на сумму 32 миллиона 700 тысяч тенге. Потому не удивительно, что с нацкомпанией «КТЖ» мы сотрудничаем на протяжении ряда лет. Выпускники КИнЭУ работают на более 70% станций Коста- найской области. Насколько они востребованы?

Ответ на этот вопрос дает письмо, которое на днях Ермек Темирбаев, директор Костанайского отделения дороги направил министру образования и науки РК Аслану Сарин- жипову:

«Вопросы качественной подготовки инженерных кадров для сферы инженерных технологий, транспортных и автоматизированных процессов сегодня особенно актуальны для выполнения программы «Нурлы Жол» и второй пятилетки ГП ФИИР. Отделение дороги тесно сотрудничает с КИнЭУ в плане предоставления практики студентам, проведения семинаров, тренингов и форумов молодежи региона. Вместе с тем, в связи с отсутствием выделения го- сгрантов вышеуказанному университету на подготовку технических специалистов для железнодорожной отрасли, абитуриенты вынуждены уезжать в другие регионы, что отрицательно влияет на процесс подготовки. Сегодня КИнЭУ держит курс на подготовку приоритетных специальностей согласно нынешним запросам рынка, такие как: «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта», «Транспорт, транспортная техника и технологии», «Логистика» и др.»

Горизонт шире

Качество нашего образования, мы постоянно работаем в направлении его улучшения. Ставим перед собой все более высокие требования. В КИнЭУ постоянно совершенствуется система «Антиплагиат». Проверяем все дипломные работы – и магистров, и бакалавров, и учащихся колледжа. Выявляем процент заимствования. Да, тяжело студентам, нелегко преподавателям – руководителям дипломных проектов. Возможность исправиться даем, но на оценке это все равно отражается.

Развиваем дистанционное обучение. В этом плане КИнЭУ работает в рамках международных проектов с вузами других стран. Замечу, мы сотрудничаем, перенимая опыт, а не способствуем утечке мозгов, что совершенно не патриотично. Наши преподаватели, а через них и студенты, благодаря этим проектам, получают зарубежный опыт, востребованный на казахстанском рынке. И как показал семинар «Национальные рамки квалификаций: от методологии архитектуры до практики применения» и выставка результатов проектов TEMPUSIV (финансируемых Евросоюзом), 8-9 июня 2015 года на базе Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, КИнЭУ успешно конкурирует со многими национальными и региональными вузами. Проектная деятельность вуза и команда исполнителей заслужили высокую оценку комиссии и удостоены диплома II степени.

Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова представлял там два проекта: «Разработка учебной программы бакалавриата «Энергетический менеджмент» на базе смешанного (сочетающего аудиторное и онлайн)обучения в вузах Туркменистана и Казахстана» и «Внедрение менеджмента качества в системе e-Learning в вузах Центральной Азии (QAMEL).

Реализация данных проектов внесла значительный вклад в модернизацию высшего образования в Казахстане на институциональном и национальном уровнях, и продолжает оказывать положительное влияние на систему казахстанского образования. Уверен, положительно это отражается и на качестве нашего образования. И это один из способов не ограничивать горизонт знаний своих студентов. Есть и другие. В миссии нашего вуза заявлено: «Мы стремимся стать предпринимательским вузом». Это не значит – коррумпированным. Мы настроены готовить из сегодняшних мальчишек завтрашних высококлассных инженеров, которые и бизнес-план могут составить, и с документооборотом могут разобраться, и иностранные языки знают. Мы в этом ориентируемся на австрийский технический вуз города Граца, который работает с Porsche и Mercedes, с гигантами машиностроительной индустрии. Один из дипломированных инженеров этого вуза – наш почетный профессор.

Да, мы воспитываем и формируем предпринимательское мышление. Да, мы сегодня в начале пути. Но, как показывает опыт наших партнеров, а это предпринимательские вузы Австрии и Германии, мы выбрали правильное направление. Разве не о предпринимательстве наших граждан постоянно говорит сегодня наш Президент? Разве каждый из нас умеет разрабатывать проекты и находить источники финансирования для них? Мы учим студентов не только профессиональным навыкам, но и даем мастер-классы «Как уметь зарабатывать». Это ведь целая наука. Зачастую, студенты получают знания, но не умеют их применить. Нужны навыки прикладного характера. Мы растим кадры для малого и среднего бизнеса, на нем ведь и будет стоять государство.

И наконец, главное Мы категорически настаиваем на том, чтобы казахстанские абитуриенты поступали в казахстанские вузы, а не уезжали за рубеж. И наш университет для этого создает массу возможностей. Мы за учебу дома. И считаем, что за это должны ратовать истинные патриоты.

Р. S. Поясняю, что заявление для участия в конкурсе на присуждение государственных образовательных грантов абитуриент может подать не в двух вузах области, а в любом высшем учебном заведении РК, в том числе и в КИнЭУ.

Более подробная информация о нашем вузе на сайте kineu.kz

Николай БАГАНОВ, проректор по учебнометодической работе КИнЭУ, кандидат технических наук Фото Константина ВИШНИЧЕНКО.

Статья