Учебная деятельность

В Костанайском инженерно-экономическом университете имени М. Дулатова студенты обучаются по кредитной технологии обучения. Основными задачами университета при организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:

  • унификация объема знаний обучающихся;
  • создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
  • усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;
  • выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

Кредитная технология обучения – это образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории и учета знаний в виде кредитов. Суть кредитной системы обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала.

Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя.

АНТИПЛАГИАТ »

02.04.2015 №206-4/15

Уважаемый Сабит Борисович!

Сообщаем Вам, что Минобрнауки Республики Казахстан и компания «Антиплагиат» ведут
переговоры о приобретении национальной лицензии системы «Антиплагиат.ВУЗ» для вузов
Республики Казахстан. Система «Антиплагиат.ВУЗ» – технологичное решение, предназначенное
для поиска текстовых заимствований по внешним источникам в учебных и научных работах
вузов.

Внедрение системы «Антиплагиат.ВУЗ» в образовательный процесс способно не только повысить
оригинальность и качество письменных квалификационных и научных работ, но и обоснованно
призвать к ответственности недобросовестных исполнителей. В настоящее время более 450
учебных заведений России активно используют систему «Антиплагиат.ВУЗ».

Система «Антиплагиат.ВУЗ» предназначена для:

  • для ректоров и проректоров по учебной и научной работам вузов, отвечающих за качество образования учащихся и конкурентоспособность учебного заведения;
  • членов диссертационных советов, несущих ответственность за объективность и обоснованность экспертизы качества диссертаций;
  • профессорско–преподавательского состава, занимающегося проверкой студенческих работ и воспитывающих в студентах самостоятельность мышления;
  • студентов, аспирантов, научных работников, заинтересованных в профессиональных знаниях и высоком качестве своего образования;
  • сотрудников редакционно-издательского комплекса.

Компания «Антиплагиат» сообщает Вам, что в соответствии с письмом Минобрнауки РК № 03-
31171 от 16.03.2015 всем вузам Казахстана будет предоставлен тестовый доступ к системе
«Антиплагиат.ВУЗ» сроком до 31.05.2015 для организации проверок учебных и научных работ
вуза на заимствования из следующих источников:

  • сети Интернет на русском и казахском языках (более 85 млн. web-документов);
  • по коллекции диссертаций Российской государственной библиотеки (более 840 тыс. документов);
  • по коллекции научных статей электронной библиотеки eLIBRARY.RU (11 млн. документов);
  • по коллекции нормативно-правовой документации LEXPRO (около 11 млн. документов).

С уважением, исполнительный директор компании “Антиплагиат” Юрий Чехович

Инновационная деятельность как показатель профессиональной квалификации педагогических кадров »

В условиях современного вуза педагог должен обладать психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании и разумным использованием передового педагогического опыта.

С начала учебного года в университете реализуется Программа курса повышения компетентности персонала, которая ориентирована на преподавателей, специалистов-производственников, привлекаемых к преподаванию, молодых специалистов. Рассматриваются ключевые вопросы и механизмы обеспечения гарантий качества образования и технологии их реализации, повышения эффективности учебного процесса, оказания методической помощи во включении практиков, специалистов производства, молодых преподавателей в учебный процесс, раскрытие их профессионально-педагогического потенциала.

Модераторы создают условия для «погружения» в педагогические проблемы, и поиска путей их решения; «посвящения» в современные образовательные модели и механизмы, лучшие практики их применения; практического усвоения технологий управления процессами образовательной деятельности университета. Проводятся тренинги и технические учебы по созданию документов системы качества, описанию процессов, организации мониторинга, подготовку персонала к процедурам государственной аттестации и аккредитации.

Слушатели курсов получают знания в области теории и практики педагогики, решения современных проблем качества высшего образования, применения современных моделей и механизмов организации обучения в вузе, использования технологий управления процессами деятельности университета; имеют возможность совершенствования навыков создания учебных, методических документов согласно требованиям системы менеджмента качества университета; приобретения и совершенствования навыков организации мониторинга учебной деятельности обучающихся, формирования и развития компетенций в области управления качеством образовательной деятельности университета.

Кредитная технология обучения »

Общие положения

Кредитная технология обучения осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя. Кредитная технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее освоенных кредитов по всем уровням образования. Костанайский инженерно-экономический университет имени М. Дулатова обеспечивает учебный процесс в полном объеме информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам, интернет.

В Правилах используются следующие основные понятия и определения:

  • академический календарь (Academic Calendar) – календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников) для каждой специальности отдельно;
  • академическая мобильность – это перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период: семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе;
  • академический час – время контактной работы обучающегося с преподавателем по расписанию на всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;
  • итоговая аттестация обучающихся (Qualification Examination) – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом образования;
  • промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема учебной дисциплины после завершения ее изучения;
  • самостоятельная работа обучающегося (далее – СРО) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на самостоятельную работу студента (далее – СРС), самостоятельную работу магистранта (далее – СРМ);
  • учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;
  • контроль учебных достижений обучающихся – проверка уровня знаний обучающихся различными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми самостоятельно высшим учебным заведением;
  • текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода.
  • индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин;
  • итоговый контроль – контроль учебных достижений обучающихся с целью оценки качества освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговый контроль может проводиться по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;
  • рубежный контроль – контроль учебных достижений обучающихся по завершении раздела (модуля) одной учебной дисциплины;
  • самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (далее – СРОП) – внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по утвержденному графику; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (далее – СРСП), самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (далее – СРМП);
  • средний балл успеваемости (Grade Point Average – GPA) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за один учебный год по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки промежуточной аттестации по дисциплинам к общему количеству кредитов за текущий период обучения);
  • программа дисциплины (Syllabus) – учебная программа, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность их изучения, задания самостоятельной работы, время консультаций, расписание проверок знаний обучающихся, требования преподавателя, критерии оценки знаний обучающихся и список литературы;
  • транскрипт (Transcript) – документ, содержащий перечень освоенных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок в буквенном и цифровом выражении;
  • тьютор – преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины;
  • эдвайзер (Advisor) – преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения;
  • элективные дисциплины – учебные дисциплины, входящие в компонент по выбору в рамках установленных кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы высшего учебного заведения.
  • Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ присвоения зачетных единиц (кредитов) компонентам образовательных программ (дисциплинам, курсам, модулям), с помощью которых осуществляется сравнение и перезачет освоенных обучающимися учебных дисциплин (с кредитами и оценками) при смене образовательной траектории, учебного заведения и страны обучения;

Организация системы контроля учебных достижений обучающихся осуществляется офисом Регистратора.

Специальности »

Университет проводит обучение по 20 специальностям бакалавриата и 2 специальностям магистратуры.

Шифр

Специальность

Бакалавриат

5В012000 Профессиональное обучение
5В050600 Экономика
5В050700 Менеджмент
5В050800 Учет и аудит
5В050900 Финансы
5В070200 Автоматизация и управление
5В070300 Информационные системы
5В070400 Вычислительная техника и программное обеспечение
5В071200 Машиностроение
5В071300 Транспорт, транспортная техника и технологии
5В071700 Теплоэнергетика
5В071800 Электроэнергетика
5В072700 Технология продовольственных продуктов
5В072800 Технология перерабатывающих произвдоств (по отраслям)
5В073200 Стандартизация, метрология и сертификация
5В080100 Агрономия
5В080600 Аграрная техника и технология
5В090100 Организация перевозок, движения и эксплутация транспорта
5В090400 Социально-культурный сервис
5В090900 Логистика (по отраслям)

Магистратура

6М050600 Экономика
6М050700 Менеджмент

Организация контроля знаний обучающихся »

1. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся университета осуществляется по балльно-рейтинговой системе (далее – БРС).

2. БРС предполагает проведение текущего, рубежного и итогового контроля, которые оцениваются в баллах. Сумма баллов за текущий и рубежный контроль составляет семестровый рейтинг обучающегося. Каждый вид контроля оценивается из 100 баллов, положительной считается оценка от 50 до 100 баллов.

3. Методика оценки знаний обучающихся и распределение баллов между текущим и рубежным контролями, ценовой вес каждого задания и критерии выставления баллов определяются преподавателем самостоятельно с учетом важности и трудоемкости тех или иных тем и разделов дисциплины и приводится в силлабусе.

4. Рубежный контроль проводится согласно утвержденному академическому календарю. Пересдача или повышение рейтинга допускается до сдачи соответствующего экзамена. Пересдача рубежного контроля после выставления итоговой оценки не допускается.

5. Текущий и рубежный контроль проводится в следующих формах: устный опрос; письменный опрос; тесты; комбинированный опрос; защита и презентация домашних заданий; дискуссия, тренинги, круглые столы, кейс-стади; выполнение курсовой работы (проекта); защита реферата или отчета.

6. Выполнение курсовых работ (проектов) является составной частью системы внутрисеместрового контроля учебных достижений обучающегося. Подготовка курсовой работы (проекта) осуществляется в течение всего академического периода. Защита курсовой работы (проекта) проводится на заседании комиссии кафедры до начала экзаменационной сессии и результаты должны быть учтены при подсчете рейтинга допуска. Обучающиеся, не защитившие курсовую работу, не допускаются к соответствующему экзамену. Без защиты курсовой работы по одной дисциплине возможно участие обучающегося на экзамене по другой дисциплине с разрешения отдела регистрации.

7. Итоговая оценка по дисциплине включает оценки текущей успеваемости и итогового контроля (экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости составляет 60% в итоговой оценке степени освоения обучающимся программы учебной дисциплины. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.

8. Деканат осуществляет перевод обучающихся на следующий курс, если его GPA соответствует установленному размеру.

Переводной балл для обучающихся на бакалавриате на 2013-2014 учебный год

Переводной балл GPA Форма и программа обучения
Очная Заочная
Основная Сокращенная Сокращенная Ускоренная
С 1 курса на 2 курс 1,7 2,0 2,0 2,33
Со 2 курса на 3 курс 2,0

2,33

2,33

С 3 курса на 4 курс 2,33 2,33

Переводной балл для обучающихся в магистратуре на 2013-2014 учебный год составляет – 2,67.

9. Обучающемуся по программе бакалавриата, сдавшему экзамены с оценками А, А-, В+, В, В- и имеющему средний балл успеваемости (GPA) за весь период обучения не ниже 3,5, а также сдавшему все государственные экзамены и защитившему дипломный проект (работу) с оценками А, А-, выдается диплом с отличием в случае отсутствия повторных сдач экзаменов в течение всего периода обучения.

Переводы и восстановление, отчисление обучающихся »

  1. Обучающийся имеет право перевода из одного высшего учебного заведения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной специальности на другую со сдачей разницы в рабочих учебных планах. Разница при переводе и восстановлении не должна превышать 5 дисциплин обязательного компонента.
  2. Восстановление в число обучающихся и ликвидация разницы в дисциплинах учебного плана осуществляется только на платной основе
  3. Студент первого курса имеет право перевода только в том случае, если им освоены учебные дисциплины первого академического периода.
  4. Отчисление обучающихся осуществляется за нарушение Устава вуза, Правил внутреннего распорядка, за нарушение договорных обязательств (согласно договора «О подготовке специалистов с полной компенсацией затрат») и по собственному желанию.
  5. Лицо, отчисленное из вуза имеет право восстановиться в число обучающихся на любую форму обучения.

Положение об академической мобильности студентов, магистрантов и преподавателей КИнЭУ

Организация профессиональной практики в бакалавриате по кредитной технологии обучения. »

С целью закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретения практических навыков и компетенций, а также освоения передового опыта в университете предусматриваются следующие виды профессиональной практики:

  • учебная;
  • учебно-ознакомительная;
  • вычислительная;
  • исследовательская;
  • технологическая;
  • педагогическая;
  • производственная;
  • преддипломная и другие.

Практика имеет статус, приравненный к учебной дисциплине, и является составляющей образовательной траектории студента.

Практика включается в индивидуальный учебный план в том случае, если студент освоил минимум теоретических базовых курсов, необходимых для выполнения программы практики.

Студент допускается к практике при условии сдачи им дисциплин-пререквизитов данного вида практики.

Направление обучающихся на все виды практик оформляется приказом ректора университета с указанием фамилии, имя, отчества студентов, факультета, специальности, курса, формы обучения, образовательной программы, вида практики, сроков и места ее прохождения и руководителя практики.

В качестве руководителей практики назначаются профессора, доценты, опытные преподаватели, хорошо знающие специфику профессии и деятельность баз практики.

Практика проводится на основании договоров, заключенных с организациями, определенными в качестве баз практики, а также в индивидуальном порядке на основании ходатайств, писем-запросов и индивидуальных договоров.

Обучающийся при прохождении практики должен:

  • полностью выполнить программу практики, вести дневник практики по установленной форме;
  • подчиняться правилам внутреннего распорядка, действующим на соответствующей базе практики;
  • изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
  • представить руководителю практики письменный отчет, а также дневник, подписанный руководителем базы практики о выполнении всех заданий.

Студент при прохождении профессиональной практики имеет право отказаться от выполнения работ, не предусмотренных учебной программой практики.

Студент, не явившийся на практику по уважительной причине (при наличии подтверждающих документов), проходит ее в соответствии с приказом ректора в установленные деканатом сроки, без отрыва от учебного процесса. При этом учебное время практики увеличивается в два раза.

При обучении студент, не явившийся на практику по неуважительной причине или получивший за практику оценку «неудовлетворительно», проходит ее в течение последующих академических периодов на платной основе, при этом оплата стоимости будет определяться исходя из стоимости одного кредита, установленного университетом на текущий учебный год.

Студент, имеющий академическую задолженность по практике, к итоговой государственной аттестации не допускается и подлежит отчислению из университета за невыполнение учебного плана.

Организация практики в Университете осуществляется в соответствии с учебными планами и академическими календарями специальностей на основании базовых и индивидуальных договоров, писем-запросов, ходатайств с мест прохождения практики.

Базами учебной и учебно-ознакомительной практик являются учебное заведение, учебные мастерские, лаборатории, полигоны, компьютерные классы и другие учебно-вспомогательные подразделения вуза, а также организации, соответствующие будущей профессиональной деятельности. В случае проведения учебной и учебно-ознакомительной практики в сторонних организациях заключаются соответствующие договора.

Базами педагогической практики являются организации образования, дающие среднее общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование, высшие учебные заведения для магистрантов.

Базами производственной практики являются организации, соответствующие профилю обучаемой специальности (или родственные организации).

Университет заключает договоры с базами практики до начала учебного года в соответствии с утвержденной формой договора на проведение профессиональной практики.

Независимый взгляд на КИнЭУ (Аккредитация 2015) »

Скачать файл (PDF, 74KB)

Костанайский инженерно-экономический университет имени М.Дулатова успешно прошел проверку Независимого Агентства аккредитации и рейтинга РК. Теперь у вуза есть институциональная и специализированная аккредитация. Как она отразится на студентах? Этот вопрос мы задали ректору КИнЭУ Сабиту Исмуратову.

– Скорее, это отразится на наших выпускниках, – отметил Сабит Борисович, – Цель аккредитации во всем мире – чтобы при созданном имидже выпускники данного вуза были бы востребованы. Аккредитация ведь дается только при условии качественной подготовки специалиста. Если в университете есть и научные исследования, и методические разработки. Да такие, чтобы уровень признавался не только внутри государства, но и за рубежом. Одним словом, во всем мире котируется диплом вуза именно аккредитованного. Это означает, что его уровень признан. Ну, и логически получается, что выпускнику такого вуза работу найти куда легче, потому что качеству аккредитованного вуза больше доверия. Предъявляя диплом КИнЭУ, у выпускника еще больше шансов получить перспективную и надежную работу. А это ведь самое главное и для нынешних наших студентов, и для тех, кто планирует поступать в этом году.

Как проходит проверка вуза для получения независимой аккредитации? Многие ведь считают, что это обычная формальность, бумажная формальность.

– Да, нет. Это, скажу я вам, был серьезнейший экзамен для вуза. Работала комиссия, в составе которой были и казахстанские специалисты, и международные представители из-за рубежа. Представители разных вузов по разным специальностям, которые есть у нас. Они просмотрели всю учебную, материально-техническую базу университета, общались с преподавателями, выезжали на предприятия, с которыми мы сотрудничаем. Кроме того, их интересовали отзывы работодателей, взявшие к себе наших выпускников. Члены комиссии могли остановить любого студента и преподавателя, чтобы поговорить с ним. Готовясь к прохождению этой процедуры, учитывал все возможные проблемы, все-таки предсказать итоги трудно.

Аккредитацию получил в целом вуз, или отдельные специальности?

– Как правило, национальные крупные вузы претендуют на 5 лет, другие же проходят на 3, а многие не проходят вообще. Я хочу сказать о том, что непрохождение грозит не только финансовыми потерями, но и репутацией всего вуза.

КИнЭУ успешно прошел аккредитацию по самым востребованным сегодня специальностям технического направления. Это костяк из восьми специальностей, определяющий деятельность нашего вуза. На три года аккредитованы следующие специальности: «Транспорт, транспортная техника и технология», «Стандартизация, метрология, сертификация», «Автоматика и управление», «Вычислительная техника и программное обеспечение» и «Агрономия». По двум специальностям («Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта» и «Машиностроение») нам дали сертификат на 5 лет. Это означает, что научно, кадрово, материально-технически подготовка специалистов этих направлений в КИнЭУ надежна и стабильна, как минимум, на пять лет вперед.

Кроме того, мы прошли и институциональную аккредитацию, в целом вуз. Мы за последние годы хорошо обновили и укрепили нашу материально-техническую базу. Об этом говорят и наши взаимосвязи с Костанайским отделением дороги: совместные семинары, практика. К слову, практические навыки во время учебы наши студенты получают непосредственно на предприятиях области: «Иволга», «Агротехмаш», «Агромашхолдинг», «ЕвразКаспиан Сталь», «СарыаркаАвтопром». Буквально в прошлом году мы приобрели станок с числовым программным управлением. Потому что сегодня любой инженер должен уметь работать за современным станком, это рабочие азы 21 века. Более того, на наш вуз вышло предприятие «АктобеМунайМашкомплект». Их сотрудники теперь проходят повышение квалификации в наших лабораториях. Это ведь тоже говорит о качестве нашей оснащенности, если работодатель сам идет к нам за повышением квалификации. Ну, и, бесспорно, на аккредитиацию в целом вуза повлияло наше активное международное сотрудничество с крупными зарубежными вузами. Наши преподаватели проходят стажировки за границей, а в стенах КИнЭУ проводят лекции профессора из маститых вузов России и Европы.

Не получится ли так, что, получив признание, вуз начнет-таки экономить на том самом материально-техническом обеспечении? В кризис эта политика популярная.

-Независимая аккредитация – это признание наших успехов, гордость за вуз, за своих преподавателей и студентов, а еще укрепленная уверенность, что мы развиваемся в правильном направлении. Но никак не повод расслабиться, нужно удержать планку, и только повышать ее. А экономить на научной составляющей и материально-технической базе нельзя. Работодатель ведь присматривается к студенту еще на практике, и мы должны дать такой багаж знаний, чтобы в наших практикантах был виден потенциальный надежный и перспективный работник. Что касается кризиса, могу сказать, что мы идем навстречу студентам, которые не могут вовремя оплатить учебу. С каждым индивидуально выясняем причины и переносим сроки. В остальном работаем в прежнем режиме. На научном совете, прошедшем уже после аккредитации, приняли решение оснащать новые лаборатории. Так что развиваемся и дальше…

К слову, с 2017 года в Казахстане будет дан приоритет именно аккредитации. Если последняя международного качества есть у вуза, внутреннюю аттестацию ему проходить уже не нужно будет. Аттестация – это контроль. Аккредитация – это признание качества. Система казахстанского образования идет к тому, что ставка делается на второе.

Ирина ГУДОВА