Блог ректора
Photo Фотоальбом Колледж История КИнЭУ
Студенческая весна-2017

Tempus

КИнЭУ в Вконтакте

Одноклассниках

КИнЭУ на YouTub'e

КИнЭУ в Twitter'e

КИнЭУ в Instagram'e

Труд Абая издали на земле Гете

На днях из Германии в Костанай прибыла партия книг, а точнее монография, известного костанайского ученного, кандидата технических наук, профессора, советника ректора  КИнЭУ Алдабергенова Абая Капановича. Название монографии «Вопросы прочности  в сопротивлении материалов», издан труд в немецком издательстве Lambert Academic Publishing. Пособие полезно как для студентов, так и для преподавателей, магистрантов и докторантов.

На вопрос о том, как же так получилось, что монография вышла в свет в далеком немецком издательстве, Абай Капанович ответил, что издательство само вышло на него, позвонили, попросили прислать свою работу. После долгой волокиты с документами и доведения монографии до стандартов издательства, труд костанайского профессора пошел в тираж.

 

В планах автора перевести монографию на английский язык, потому что заказать книгу может любой желающий со всего мира на сайте издательства.

Сегодня Абай Капанович подарил свой труд читальному залу Костанайского инженерно-экономического университета им. М.Дулатова. В планах университета заказать партию монографий для библиотеки вуза, что бы каждый студент КИнЭУ мог совершенствовать свои знания по этому пособию. Автор создает  все условия для успешного изучения и усвоения материала. Особое внимание обращено к вопросам, которое в других учебниках раскрыты не в полном объем.

Алдабергенов Абай Капанович, Родился  5 января.1941 г., уроженец поселка Коктерек Мендыкаринского района Костанайской области. Кандидат технических наук с 1976 г., доцент ВАК, профессор Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова, Севере-Казахстанского государственного университета и Костанайского инженерно-экономического  университета. В настоящее время работает в Костанайском инженерно-экономическом университете профессором кафедры и советником ректора.

 

Предлагаем вашему вниманию интервью Абая Капновича  республиканскому журналу «Пилот»

Мало тех, кто не слышал такое интересное слово как “сопромат”. А многих гуманитариев можно вообще с легкостью ввести в ступор, попросив расшифровать данное сокращение. И только студенты технического профиля знают, насколько это сложный предмет. Мы беседуем с человеком, для которого дисциплина “сопротивление материалов” или попросту “сопромат” стал неотъемлемой частью жизни, автором единственного в СНГ учебника по сопромату – профессором Костанайского инженерно-педагогического университета Абаем Капановичем Алдабергеновым.

 

Абай Капанович, расскажите, пожалуйста, как начинался Ваш жизненный путь.

Я родился в поселке Коктерек Мендыкаринского района Кустанайской области. По окончании местной семилетней школы на отлично, про­должил образование в казахской средней школе имени Ибрая Алтынсарина города Кустаная, закончив ее в 1958 году с серебряной медалью. В том же году по направлению респуб­лики поступил  в Ленинградский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

 

Наверняка было не просто казахскому провинциалу учиться в городе на Неве. С какими труднос­тями пришлось столкнуться в студенческой жизни?

Первое архисложное испытание ожидало меня сразу же – на вступительных экзаменах. Они проводились в Алма-Ате, где не было ни одного знакомого. Экзамен по немецкому языку составили  по программе десятого класса, а мы в школе обучались по требованиям седьмого. Поэтому в период поступления только немецким и занимался. В итоге, сдал его успешно, без посторонней помощи. Были проблемы и с русским языком. Поэтому в институте меня перевели в группу,  где  студенты  –  албанцы, китайцы, монголы и другие – русский язык изучали как иностранный. А значит, вопрос об аспирантуре для меня оставался открытым. С языковыми сложностями пришлось справляться и при сдаче кандидатских минимумов. Но по настоянию и поддержке Анатолия Шаменовича Боженова, ныне доктора наук, а также Бахыта Сарсенбаевича Маусумбаева и эта трудная задача увенчалась успехом. Оставалось найти научного руководителя. И тут помог случай. В 1970 году я поехал на повышение квалификации в Киев. Там познакомился с молодым кандидатом наук Евгением Ефремовым из Днепропетровска, мы жили в одной комнате на четверых. Заметив мою целеустремленность, он предложил поговорить со своим научным руководителем, доктором  наук, профессором Александром Павловичем  Прусаковым,  насчет моего обучения в аспирантуре. По приезду сообщил, что согласие Прусакова получено.  Встреча должна была состояться сразу же после новогодних праздников. Но тут случилась беда – в праздничные дни Ефремов трагически погиб. Связь оборвалась. Позже я оформил стажировку на два месяца в Днепропетровск и лично встретился с Прусаковым. В 1972 году, выдержав конкурс два человека на одно место, поступил на очное отделение аспирантуры  при Днепропетровском инженерно-строительном институте.

 

– Украинская земля также оказаласьк Вам благосклонна?

– Да. К тому времени я уже был женат и на руках был первенец – восьмимесячный Ерлан, которого мы с супругой Куляш не могли сразу забрать с собой. Пришлось принять еще одно трудное решение – отвести сына в Усть-Каменогорск к теще. Но через год за ним вернулись. Было много проблем: поиск квартиры, работы для жены и детского сада для ребенка. Но все уладилось. Аспирантский план полностью и своевременно выполнил в отведенные сроки. Но опять незадача. В связи с созданием новых специализированных Советов, прежние Советы по защите диссертаций прекратили прием работ соискателей. Пришлось ждать еще один год и в 1976 году защититься в Днепропетровске под первым номером, тем самым открыть счет новых кандидатов в новом Совете. Кстати, за успешное выполнение аспирантского плана в 1974 году меня наградили похвальной грамотой института. Вручая ее, научный руководитель отметил, что такого случая в истории института ранее не было, и этого почета заслужил представитель именно из Казахстана. Не передать словами ту гордость за свою родину, которую я тогда испытал!

 

Какие мечты в своей жизни Вы считаете несбывшимися, а моменты-упущенными?

По истечении времени с сожалением вспоминаю, как не использовал момент,  когда  научный  руководитель предложил мне продолжить работу над докторской диссертацией. Были определены и тема диссертации, и неофициальный руководитель – В. Пискунов из Киевского автодорожного института, обговорены сроки, в под­тверждение чего даже сохранилось его письмо. Я решил годик отдохнуть и потом вернуться к этому вопросу. Но так все и осталось.

 

А как сложилась Ваша трудовая деятельность ?

По окончании института в 1963-м, согласно распределению, работал в Усть-Каменогорском строительно-дорожном институте. Мне всегда хоте­лось вернуться в родной Кустанай. Однажды, в 1968 году, в Целинограде случайно встретился в автобусе с ленинградским однокурсником Сабитом Байжановым, позже он стал первым секретарем Джамбульской области, членом Политбюро ЦК КП Казахстана. По его настоянию задер­жался в Целиноградском инженерно-строительном институте на целых четырнадцать лет. Все же в 1982 году вернулся на кустанайскую землю и устроился в Рудненском индустриальном институте на должность заведующего, а затем стал деканом факультета.

С этим институтом связан самый сложный период моей жизни. Я всегда имел свой взгляд, свою позицию по каждому вопросу, пожалуй, самое главное, любое решение принимал только в интересах дела. Вероятнее всего, это и стало причиной тому, что у меня не сложились деловые отношения с ректором. Нетрудно представить состояние человека, работающего без права на ошибку. Тем не менее, я трижды за пять лет вывел самый большой и отсталый факультет, где обучалось свыше тысячи студентов, работало более восьмидесяти преподавателей, к которому относились восемь кафедр и пятиэтажное общежитие на четыреста человек, на первое место в соцсоревновании.

Далее судьба распорядилась так, что в 1996 году пришлось уехать в Петро­павловск. До 2000-го преподавал и был заведующим кафедрой Северо-Казахстанского госуниверситета, затем еще четыре года трудился в Петропавловском высшем военном училище внутренних войск МВД РК, а потом вернулся в Костанай. Неоднократно проходил повышение квалифи­кации в Москве, трижды – в Киеве, Днепропетровске и Караганде.

 

Абай Капанович, когда у Вас появился интерес к точным наукам? Вы считаете своим главным детищем учебник по сопромату…

Наверное, я отношусь к группе людей, о которых говорят – человек математического склада ума. Поэтому с первого года работы выбор пал на эту дисциплину. В  1989 году был на повышении квалификации в Москве. Доктор технических наук Владимир Игоревич Андреев читал курс «Сопро­тивление материалов» по совершенно новой методической постановке и отмечал, что учебников по ней нет. Я схватился за эту идею и поделился с ним. Чего стоило мне уговорить Андреева взяться на абсолютно безвозмездной основе за данную работу! Забегая вперед, скажу, что не устаю благодарить его за безмерную человечность и доброту. Чувство долга перед ним и большого уважения меня никогда не покинет.

Так, написав одну-две главы учебника, я отправлял ему по почте текст на редактирование из Рудного в Москву. После проверки со своими замечаниями и предложениями он отправлял материалы обратно мне. Затем я еще раз все вручную переписывал. Собрав несколько готовых глав, выезжал, иногда по командировке, в Москву для принятия окончательного варианта.

Не хочется хвалиться, но, насколько мне известно, в то время я был единственным ученым в Казахстане, написавшим учебник по «Сопротивле­нию материалов» на русском языке, да еще в совершенно новой методичес­кой постановке. Получил разрешение на издание в Учебно-методическом объединении – УМО – по строительным специальностям Госкомитета по на­родному образованию СССР. В учебнике постарался учесть и использо­вать самые современные методы,

разработанные в последние годы в странах СНГ – Российской Федерации, Украине. Стоит отметить, что данное учебное пособие писалось в чрезвы­чайно сложных условиях переломного момента начала 90-х.

 

Изданием учебника занимались опять же Вы?

К слову, с публикацией  тоже возникли свои проблемы и курьезы. В 1992 году рукопись учебника была сдана в московское издательство Стройиздат, которое выставило счет на 61 880 рублей. К сожалению, мне не удалось найти такую сумму в указанные сроки. После чего, мотивируя тем, что я являюсь гражданином другого государства, мне вернули рукопись. Тогда выпустить учебник согласилось издательство Восточно-Казахстанского Государственного университета, бывший пединститут. Из Рудного я отправил им рукопись и две тонны бумаги. Когда приехал оформлять все документально,  мне сказали, что оборудование сломалось, и специалистов для его ремонта будут вызывать из Китая. Итак, две тонны бумаги зависли в воздухе. Позже сообщили, что станки больше не заработают. Таким образом, и отказали, и не вернули все ранее высланное.

«не признавая истинное положение дел в образовании, мы воруем будущее сами у себя».

Абай АЛДАБЕРГЕНОВ

 

Наконец, в 1994 году учебник увидел свет в Караганде по разрешению издательства «Рауан».

 

– В настоящее время Вы продол­жаете разрабатывать новые учебные пособия?

В этом году закончил написание еще одного учебника по сопротивле­нию материалов. На него получена рекомендация Республиканской учебно-методической секции при Казахском национальном техническом университете имени К. Сатпаева и по договору сдано в  издательство «Фолиант». Сейчас близка к финалу работа над его переводом на государственный язык. Еще тружусь над монографией «Нетрадиционные подходы и непростые задачи сопротивления материалов». Она тоже будет переведена на казахский язык. Планирую все завершить к концу 2014 года.

Очень доволен тем, что в ходе разработки получил результат, который претендует, если не на открытие, то на обращение к нему особого внимания. Во всяком случае, в известных мне источниках такой вывод не встречался. Отправлены в научные журналы несколько статей по этой проблеме. За последние три года мною написаны четыре учебных пособия с номером !5Е^ -два на русском языке и два на казахском. А на их базе созданы три электронных учебника – два на русском и один на казахском языках.

Хочу сказать еще об одном достижении. Еще в 2003 году я предложил новый метод расчета тонких пластин, о чем будет рассказано в нескольких научных статьях. К сожалению, большая загруженность по написанию учебных пособий и отсутствие финансовой поддержки отодвигают ускорен­ную разработку данного метода.

 

Абай Капанович, Ваш взгляд на современное вузовское образование?

Вопрос очень масштабный. Поэтому ограничусь лишь высказыванием по отдельным моментам. Самое главное, по-моему, отсутствие четкой, выраженной в конкретных цифрах, задачи перед вузами. В таком случае отпадает необходимость поиска профессионалов в сфере образования. Специалисты, готовые выполнить серьезные научные работы, умеющие организовать не только свою деятельность, но и окружающих, способные вести людей за собой, остаются не востребованными. Не следует увлекаться созданием выездных комиссий, считаю, что нередко комиссия – очаг коррупции. Было бы правильнее в министерстве в течение учебного года фиксировать документально выполнение вузами поставленной задачи – с представлением контрольных экземпляров документов.

Отдельно следует рассматривать сильную концентрацию власти в руках ректоров. Это лишает подчиненных права принятия решений на своих уровнях, что, безусловно, убивает их инициативу. Отсюда резкое снижение эффективности работы руководителей отделов и подразделений. Думаю, что все беды системы заключены именно здесь, и без решения данного вопроса нужных результатов достичь невозможно.

Нельзя не отметить, что сильно развито бумаготворчество. А это явный показатель невысокого уровня профессионализма руководящего состава и наличие в управлении наносных подразделений. Я перечислил только малую часть проблем высшего образования, которые представляют собой, пожалуй, работу организационного характера, не требующую материальных затрат. Имеются другие повседневные трудности, малые по сути, но сильно осложняющие качество подготовки кадров, типа, малочисленность групп, значительное число малообъемных дисциплин, большое количество дисциплин, читаемых одним преподавателем, наше равнодушие ко всему, низкая исполнительная дисциплина. Я всегда считал и считаю, что в учебном процессе надо исходить из постулата «В школе учат, а в вузе учатся». Однако успех в получении знаний студентами зависит не только от самих студентов, но и от педагога. Преподавателю надо уметь заинтересовывать и уважать студента. И еще один важнейший момент сегодняшнего дня: по-моему, нельзя сокращать срок обучения для технических специальностей, и желательно вернуть его, как было раньше – пять лет.

 

За 48-летний стаж преподавания Вы наверняка можете судить о том, насколько отличаются сегод­няшние студенты от вчерашних?

Студенты  изменились, и, к сожалению, в худшую сторону. Хотя во многом это не их вина – особенность времени, в котором мы живем. Многие хотят получить диплом, а не знания. Но среди современной молодежи встре­чаются и учащиеся с заинтересованными глазами, действительно жаждущие учиться, правда, таких все меньше. Я убежден в одном: любая дисциплина, даже очень трудная, как, например, «сопромат», будет понятной, если доступно преподнести ее студентам. Тогда от них можно добиться успехов.

 

Что Вы можете посоветовать молодым, которые стремятся также внести свой вклад в науку?

Хочу дать следующие советы: стремитесь любые трудности преодолеть, а не обходить. Не жалейте себя, а заставляйте работать. Во всех вопросах жизни желание «хочу» отодвигайте на второй план, выдвигая вперед понятие «надо». Знайте, сейчас вы создаете фундамент своего будущего. Он должен быть прочным. Это зависит только от вас самих. Хорошо жить хочется в любом возрасте. Но всегда хорошо не бывает. По молодости вы стараетесь выбрать легкий путь решения любой задачи. Знайте, легкий путь, как правило, бывает обманчивым и в будущем может привести к непопра­вимым последствиям. Поэтому постарайтесь перед выбором способа решения проблемы крепко задуматься. Необходимо выработать привычку перед каждым поступком основательно подумать. Не вредите себе, упуская дорогое время, которое вам отведено. Учитесь быть честными, порядочными и умными людьми. Кто-то из философов говорил: «Чтобы быть умным человеком, надо быть добрым». Всегда помните об этом.

 

Хотелось бы узнать немного о семье…

С супругой мы познакомились в 1969 году и 5 ноября того же года поженились. Кстати, ведь это сегодня! Мы уже 43 года вместе! У нас трое детей: сын Ерлан и две дочери – Айсулу и Сауле. Уже воспитываем внуков, их у нас шестеро. Наверное, лучше пусть об этом поведает хранительница очага – Куляш Маликовна.

 

  Куляш Маликовна, расскажите историю создания вашей семьи?

– В один из весенних дней 1969 года в Целинограде я пришла с подругой провожать ее тетю на поезд, она собиралась ехать в Кустанай. Абай тоже ехал в родной город, оказалось, что он знаком со своей попутчицей и попросил, чтобы та меня представила. Я тогда была студенткой Целиноградского медицинского училища, а вообще-то я родом из Усть-Каменогорска. Завя­залась дружба, отношения крепли, и уже 5 ноября мы поженились. Помню, в тот день сильно вью-жило, и пока мы добирались до ресторана, ветер пос­тоянно срывал мою фату. Можно сказать, погода оказалась под стать нашим характерам! Абай Капанович – очень целеустремленный и решительный человек, и я такая же.

 

– В 1972 году Вам действительно было нелегко,  когда  пришлось переехать в Днепропетровск, пока Абай Капанович проходил аспиран­туру…

Да, после того, как мы забрали из Усть-Каменогорска сынишку, сняли комнату у одной бабушки-украинки. Я работала в больнице и подрабатывала на скорой помощи. Было трудно, но эти сложности мы как-то преодолевали и жили дружно, помогали друг другу. Позже и в Целинограде, когда вернулись в 1975 году, снова трудилась на полторы  ставки.  Мы  стали  редко видеться с Абаем, тогда он помог мне устроиться в медицинское училище. С тех пор у нас все наладилось, даже отпуски стали совпадать, мы же оба преподаватели. Сейчас я обучаю молодежь в Костанайском медколледже.

 

Дети пошли по вашим стопам?

Нет, но все они работают на государственной службе и вкладывают свою лепту в историю страны. Мы гордимся ими. У каждого по двое детей. Сын с семьей живет недалеко от нас, а вот дочери в Астане. У нас два внука и четыре внучки.  Но по большим праздникам наша семья собирается в полном составе. И мы счастливы!

 

Спасибо вам, Абай Капанович и Куляш Маликовна, за интересную беседу! Примите и наши поздрав­ления с годовщиной свадьбы! Здоровья вам и вашей семье и долгих лет жизни!

Беседовала Зарина ЕЛЬДЕСОВА