Поздравляем с Майскими праздниками!

Система менеджмента качества КИнЭУ

Скачать файл (PDF, 66KB)

История создания СМК

Система менеджмента качества КИнЭУ им. М. Дулатова (далее – СМК)  – это совокупность организационной структуры, методик, взаимосвязанных процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства и управления университетом применительно к качеству. Система менеджмента обеспечивает предоставление качественной образовательной услуги на всех этапах от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований государственных общеобязательных стандартов образования и потребностей Министерства образования и науки Республики Казахстан, а также потребителей и других заинтересованных сторон.

Основанием для внедрения системы менеджмента качества в университет послужили:

  • Государственная Программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы;
  • приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 декабря 2003 года №822 «О разработке и внедрении системы менеджмента качества в организациях высшего профессионального образования»;
  • План работ по ускоренному переходу казахстанских предприятий на международные стандарты ИСО серий 9000 и 14000 на 2004-2005 годы, утвержденный Распоряжением Премьер-министра Республики Казахстан от 06.02.04 г. №28-р «О гармонизации национальных стандартов с международными стандартами».

Создание в университете стабильной, надежно функционирующей и результативной системы менеджмента качества, отвечающей современным требованиям, было обусловлено также внутренними потребностями развития университета, тесными связями с потребителями, заинтересованными сторонами и необходимостью адаптации к требованиям Болонского процесса.

Инициатор создания СМК на базе международного и отечественного опыта – ректор университета, доктор экономических наук, профессор Исмуратов Сабит Борисович. Точкой отсчета в формировании новой СМК КИнЭУ стал приказ ректора от 1 марта 2005 г. №1-смк о реализации «Проекта по разработке, внедрению и подготовке к сертификации системы менеджмента качества университета», соответствующего требованиям международных стандартов ИСО 9001:2000.

Пакет обязательных документов был разработан консалтинговой компанией «Казахстанская организация качества» («КОК») по внедрению международных стандартов ИСО и систем менеджмента.

СМК нашего университета на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 сертифицирована в сентябре 2005 года Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» в числе первых вузов Костанайской области. Соответствие системы менеджмента качества международному стандарту ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» подтверждено сертификатом соответствия Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» и сертификатом единого международного образца IQNet.

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» – один из крупнейших в России и признанных за рубежом российский независимый орган по сертификации систем менеджмента, продукции и персонала, имеет филиалы и представительства во всех регионах России, Евросоюза, а также в странах СНГ, в т.ч. и Казахстане. Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» имеет аккредитацию в Голландском Совете по аккредитации органов по сертификации систем менеджмента (RvA).

RvA – независимая организация, осуществляющая аккредитацию и надзор за частными и государственными организациями, занимающимися различными видами деятельности по оценке соответствия. Аккредитации RvA признаются во всем мире. RvA является членом с всемирно известных организаций: Европейское общество по аккредитации (ЕА), Международное общество по аккредитации лабораторий (ILAC), Международный форум по аккредитации (IAF). Таким образом обеспечивается равноценность сертификатов качества в международном масштабе.

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» – член международной сертификационной сети IQNet – негосударственной некоммерческой организации, созданной в 2000 году со штаб-квартирой в г. Берн, Швейцария. Кроме сертификата соответствия СМК требованиям МС ИСО 9001:2000, членство в сети позволяет дополнительно выдавать сертификат сети IQNet, в котором перечислены органы по сертификации, входящие в сеть. Таким образом, сертификация СМК КИнЭУ им. М. Дулатова является свидетельством международного признания университета.

15-16 февраля 2012 г. Национальным центром экспертизы и сертификации проведен сертификационный аудит действующей системы менеджмента качества КИнЭУ на соответствие требованиям СТ РК ИСО 9001:2009.

АО «Национальный центр экспертизы и сертификации» (АО «НаЦЭкС») является ведущим предприятием на рынке Казахстана по оказанию услуг в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия продукции, услуг и систем менеджмента. Организация имеет разветвленную сеть филиалов, осуществляющую единую научно-техническую политику в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия в 18 регионах Республики Казахстан. АО «НаЦЭкС» аккредитовано на право проведения работ в области подтверждения соответствия продукции и услуг, систем менеджмента качества, экологического менеджмента, OHSAS, HACCP.

Ректор университета Исмуратов С.Б. реализует свои полномочия и ответственность в СМК путем:

  • формулирования Миссии университета, утверждения Политики и Целей в области качества;
  • принятия ключевых решений в области качества на основе результатов анализа СМК в целом, имеющих значение для улучшения деятельности университета;
  • содействия осуществлению всех программ и работ по качеству, в том числе обеспечение их необходимыми ресурсами, назначения представителя руководства по качеству в лице проректора по научной работе, утверждения организационной структуры СМК КИнЭУ и документов по управлению качеством.

Ректор университета демонстрирует личную заинтересованность в СМК осведомленность о ее состоянии и совершенствовании. Важные вопросы, включая вопросы анализа и улучшения СМК, выносятся на рассмотрение Ученого совета университета.

Представителем руководства по качеству университета (ПРК) является проректор по научно-методической работе Баганов Н.А. ПРК осуществляет деятельность в области качества по направлениям:

  • разработка, актуализация Политики и Целей руководства в области качества, контроль их реализации;
  • согласование Целей по качеству факультетов, кафедр и подразделений;
  • поддержание в рабочем состоянии СМК по мере внесения в нее изменений и ее целостности;
  • согласование всех вновь разрабатываемых и переутверждаемых документов по управлению качеством и представление их на утверждение Ректору;
  • представление на Ученый совет университета и Ректору отчета о функционировании СМК, предложений о необходимости ее улучшения, расширении (сужении) области распространения и сертификации СМК;
  • содействие распространению понимания сотрудниками университета требований потребителей и заинтересованных сторон;
  • поддержание связей с внешними сторонами по вопросам, касающимся СМК.

Отдел «СМК»

Отдел «Система менеджмента качества» (далее – отдел «СМК») является структурным подразделением университета, создан в соответствии с приказом ректора № 3-смк от 11 июня 2005 г. для координации деятельности по разработке, внедрению и функционированию СМК и подчиняется проректору по учебно-методической работе (ПРК).

Отдел «СМК» осуществляет свою деятельность в рамках системы менеджмента по следующим направлениям:

  • согласование целей по качеству факультетов, кафедр и подразделений;
  • планирование разработки и внедрения документов по управлению качеством (документированные процедуры, положения, формы и шаблоны документов;
  • разработка и актуализация общесистемных документов СМК;
  • экспертиза всех вновь разрабатываемых и переутверждаемых документов по управлению качеством и представление их на согласование представителю руководства по качеству;
  • ведение базы данных;
  • планирование и организация проведения внутренних аудитов, контроль реализации корректирующих и предупреждающих действий;
  • анализ результатов внутренних аудитов, эффективности корректирующих и предупреждающих действий;
  • организация подготовки внутренних аудиторов СМК;
  • подготовка годового отчета по анализу СМК со стороны руководства и предложений по ее улучшению, расширению и/или сужению области сертификации СМК;
  • методическое и консультационное сопровождение подразделений при проведении инспекционного контроля и ресертификационных аудитов;
  • поддержание связей по поручению ПРК с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

Ответственными за СМК в подразделениях являются руководители подразделений (деканы, заведующие кафедрами, начальники управлений, руководители отделов и т.д.), которые выполняют функции, связанные с поддержанием в рабочем состоянии СМК на уровне своего подразделения.

Внедрение системы менеджмента качества КИнЭУ им. М. Дулатова принесло практическую пользу руководству университета:

  • Политика в области качества, стратегия развития и Цели университета являются основой создания системы показателей и критериев для оценки результативности процессов, структурных подразделений, их руководителей и персонала;
  • определены процессы вуза, четкое разделены ответственность, полномочия и взаимодействие, что улучшило управление всей деятельностью;
  • проведение внутренних аудитов позволяет определять возможности для улучшения и активизирует деятельность руководителей подразделений и персонал, повышает уровень анализа высшим руководством всей системы в целом;
  • повышается имидж КИнЭУ, а значит, конкурентоспособность его образовательных услуг;
  • улучшается качество результата образовательного процесса и его соответствие требованиям Государственных общеобязательных стандартов образования;
  • повышается эффективность поиска документации всех видов и работы по созданию ее новых форм;
  • упорядочилась деятельность каждого сотрудника и ее совершенствование, в том числе под действием внутреннего аудита;
  • возможность участия в процессе улучшения своей деятельности и вуза в целом, высказывая предложения внутренним аудиторам;
  • потребителям (студентам, абитуриентам, предприятиям):
  • для студентов и предприятий (потребителей) в большей степени удовлетворяются их требования к результатам образовательного процесса и системы его обеспечения;
  • повышается имидж вуза, и, как результат, выдаваемых дипломов.